ОБ ОБУЧЕНИИ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном учреждении Калининградской области профессиональной образовательной организации "Педагогический колледж"
- Организационно-нормативные требования к профессиональным образовательным организациям
Организацию образовательного процесса и сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляет служба сопровождения инклюзивного образования (приказ ОД-285 от 20.10.2020.).
Основная цель деятельности службы сопровождения инклюзивного образования, ответственного за обучение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по программам подготовки специалистов среднего звена, дополнительного профессионального образования.
- Служба сопровождения инклюзивного образования решает следующие задачи:
- повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание в образовательной организации специальных условий, необходимых для получения среднего профессионального образования обучающихся инвалидностью и/или лиц с ОВЗ, их социализации и адаптации;
- повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ; возможность формирования индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с инвалидностью и/или лиц с ОВЗ;
- формирование в образовательной организации толерантной инклюзивной культуры.
- Нормативная база деятельности службы сопровождения инклюзивного образования в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» регламентирована:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 300-ФЗ «О внесении изменения в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – Порядок организации образовательной деятельности);
- Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2025 г. № 253 «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых организации отдыха и оздоровления детей, , а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 457 (ред. от 30.04.2021) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; ˗ Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;
- Распоряжение Минпросвещения России от 31.03.2021 г. № Р-74 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (вместе с «Паспортом ведомственной целевой программы «Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования»);
- Распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 г. № Р-42 (ред. от 01.04.2020) «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена»;
- Письмо Минпросвещения России от 14.04.2021 г. № 05-401 «О направлении методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования для использования в работе образовательными организациями»;
- Письмо Минпросвещения России от 08.04.2021 г. № 05-369 «О направлении рекомендаций, содержащих общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки»;
- Письмо Рособрнадзора от 26.03.2019 г. № 04-32 О соблюдении требований законодательства по обеспечению возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 г. № 05-249 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения», утв. Минпросвещения России 01.03.2022);
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.11.2016 г. № 05-616 Об утверждении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- Письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 г. № 05-398 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 18.01.2022 № 1500.ФБ.77/2022 «Обзор положений национальных стандартов ГОСТ Р 52877-2021, ГОСТ Р 53872-2021, ГОСТ Р 53873-2021, ГОСТ Р 54738-2021» (вместе с «Информационным письмом по обзору положений национальных стандартов»);
- Письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 г. № 06-2023 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения», «Методическими рекомендациями о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
Служба сопровождения инклюзивного образования осуществляет ведение специализированного учета инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.
- Кадровое обеспечение профессиональной образовательной организации
Для комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в состав службы сопровождения инклюзивного образования входят:
- директор;
- зам. директора по учебно-методической работе;
- зам. директора по воспитательной работе;
- начальник отдела мониторинга и оценки качества образования;
- руководитель организационно-учебного отдела;
- руководитель Центра профессионального самоопределения и дополнительного образования;
- руководитель центра социальной и воспитательной работы;
- руководитель службы сопровождения инклюзивного образования;
- старший методист;
- кураторы;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- системный администратор;
- техник;
- начальник хозяйственного сектора;
- зав. общежитием.
Системно осуществляется повышение квалификации педагогических работников в соответствии с реализуемой программой «Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в СПО».
Кадровое обеспечение инклюзивного образования
В штате колледжа есть педагогические работники, имеющие основное образование и (или) дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
В штате Колледжа – педагог-психолог (1 чел.), социальный педагог (1 чел.) осуществляют социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специалист по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
100% педагогических работников ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» имеют удостоверения о повышении квалификации по программе "Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях" (72 часа).
- Организация работы с поступающими из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
Центр профессионального самоопределения и дополнительного образования обеспечивает организацию профориентационной работы с поступающими, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ.
Особое значение при профориентации уделяется подбору специальностей (направлений подготовки), доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.
- Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации
Образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 24.08.2022 г. №762 «Об утверждении Порядка и организации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.
Правовой акт, регламентирующий работу с инвалидами и лицами с ОВЗ - Положение о службе сопровождения инклюзивного образования государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации «Педагогический колледж» приказ № ОД-285 от 20.10.2020 г.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в Колледже обучаются в общих группах и по индивидуальному учебному плану. Документально оформлен отказ обучающихся от обучения по адаптированным образовательным программам, что соответствует условиям обучения, определенным в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Обучающимся инвалидам и лицам ОВЗ предоставляется возможность обучения по индивидуальному учебному плану.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена реализация образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом состояния здоровья и возможностей такие обучающиеся могут посещать отдельные занятия по физической культуре, предусмотрены занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, подготовка рефератов, защита проектов по темам «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовании».
- Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей
Официальный сайт Колледжа http://ipc39.ru/ в сети Интернет адаптирован с учетом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, являющихся слабовидящими с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов, соответствует требованиям в части размещения информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрения, в том числе справочной информации о расписании учебных занятий (п.42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности).
Специально для указанной группы пользователей предусмотрена реверсия перехода в режим для слабовидящих, возможность увеличения размера шрифта текстов на веб. страницах, переключение контрастных цветовых схем. Также на сайте Колледжа создан специальный раздел, отражающий наличие в колледже специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека; виды и формы сопровождения обучения; использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий; наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
На сайте Колледжа создана возможность просмотра информации в различных режимах, в том числе для обучающихся с нарушениями зрения, слабовидящих, для получения справочной информации о расписании учебных занятий.
- Доступность зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них движения.
Архитектурно-технические условия Колледжа обеспечивают беспрепятственный доступ и пребывание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, на территории, в учебных помещения и других помещениях колледжа.
В учебном корпусе №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2):
- входная лестница и лестница эвакуационного выхода дублированы пандусами наружного входа, оборудованными поручнями;
- расширены проемы входных дверей, установлено устройство автоматического открывания дверей;
- имеется кнопка вызова персонала;
- имеется контрастная окраска дверец и лестниц;
- установлен информационный терминал (киоск), монитор, предназначенный для получения общей информации о колледже, который отображает интерактивный план здания и пути прохода по нему, расписание учебных занятий, включает визуальную, звуковую и тактильную информацию, и дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий.
- помещения, где могут находиться лица, передвигающиеся на креслах-колясках, размещаются на уровне доступного входа;
- обеспечен доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию, располагающего местом для размещения собаки – поводыря в часы обучения самого обучающегося (внутренний двор);
места прохождения практики для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – общеобразовательные школы Калининградской области, в которых обеспечены условия для обучения данных категорий обучающихся и прохождения всех видов практики.
Доступность путей движения внутри здания учебного корпуса №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2), обеспечивается:
- коридоры и лестницы оснащены поручнями и контрастной плиткой;
- наличием подъемной платформы с вертикальным перемещением (лифта);
- наличием подъемных устройств (ступенькоходов - 1);
- полосами движений с рельефной тактильной плиткой, противоскользящими контрастными лентами на лестницах, отсутствием порогов (локально пониженных стоек-барьеров);
- мобильным модульным пандусом, который обеспечивает доступ в актовый зал на первом этаже корпуса;
- расширены проемы дверей в учебные кабинеты, приемную комиссию, библиотечно-информационный центр, актовый зал, столовую, санитарные комнаты и др.
- имеются информационные и предупреждающие таблички пиктограммы, вывески на кабинеты со шрифтом Брайля, вывески с номерами кабинетов.
Оборудованы специальные учебные места (каб. 109 (1 этаж), каб. 215 Библиотечно-информационный центр (2 этаж), каб.305, каб.306, каб.307 (3 этаж):
увеличены проемы входных дверей учебных кабинетов, установлены опорные поручни в коридорах вдоль стен;
увеличены размеры зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски;
увеличены проходы между рядами столов, заменены двухместные столы на одноместные, с регулируемыми по высоте столами в ряду у дверного проема;
при входе в учебные кабинеты обеспечено свободное от мебели пространство для разворота и разъезда кресел-колясок;
В учебном корпусе №2 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Крупской д.13) имеется подъемное устройство (ступенькоход).
В учебном корпусе № 3 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Пионерская, д.10/1):
входная лестница дублирована пандусом, оборудованным поручнями;
имеется подъемное устройство (ступенькоход -1).
Общежитие №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Пионерская, д.12) оборудовано модульными пандусами, имеется подъемное устройство (ступенькооход).
На третьем этаже учебного корпуса №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2) оборудованы две туалетные комнаты для маломобильных обучающихся, предусматривающие наличие перил, поручней, специализированного сантехнического оборудования.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ
Создание оборудованных мест в аудиториях профессиональной образовательной организации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
В учебном корпусе №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2) обеспечено размещение справочной информации, в том числе о расписании лекций, учебных занятий в доступных для обучащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля). Информация размещена на официальном сайте http://ipc39.ru/ в сети Интернет.
При входе установлена информационная система для ориентации и навигации инвалидов по зрению в пространстве Колледжа: установлен информационный терминал (киоск) предназначенный для получения общей информации о Колледже, в том числе о расписании учебных занятий;
Для обеспечения мер социальной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных жизненных ситуациях разработан и используется алгоритм оказания ситуационной помощи с опорой на буквенный кодификатор категорий инвалидов и лиц с ОВЗ, дифференцированный по преимущественному виду помощи, разработан алгоритм действий персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами категорий инвалидности для охранников, дежурного администратора, сотрудников Колледжа.
В основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена включена учебная дисциплина «Теоретические основы организации обучения в условиях инклюзивного образования». Разработаны и могут быть внесены в адаптированные образовательные программы вариативные учебные дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: «Психология личности и профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Социально-психологическая адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В образовательном процессе используются следующее техническое обеспечение:
- Информационный терминал
- Многофункциональный комплекс (рабочего места) 3 в 1 для обучающихся с нарушениями ОПА (ДЦП), слабовидящих и слабослышащих – 3 рабочих места
- Видеоувеличитель – 1
- Бегущая строка - 1
В образовательном процессе предусмотрено использование альтернативных устройств ввода информации, например, специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши. Используется компьютерная техника и программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля. Обеспечен выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, аудиофайлы).
Специальное автоматизированное рабочее место
Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ имеют возможность использования специального программного обеспечения, адаптированного для инвалидов на основе использования многофункционального комплекса (рабочего места) 3 в 1 для обучающихся с нарушениями ОПА (ДЦП), слабовидящих и слабослышащих – 3 рабочих места.
В библиотеке предусмотрена возможность оборудования по 1-2 месту для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
Имеется рабочее место обучающегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 1 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, в том числе в формате печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы)
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается не менее, чем одним учебным, методическим печатным и/или электронным изданием по каждой учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Обеспечен доступ обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к официальным, справочно-библиографическим и периодическим изданиям.
Для обучающихся Колледжа открыт доступ к ЭБС «Университетская библиотека online», которая соответствует федеральным государственным стандартам обучения третьего поколения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями. Многоуровневая система навигации ЭБС позволяет оперативно осуществлять поиск нужного раздела. Личный кабинет индивидуализирован, что позволяет каждому пользователю иметь личное пространство с возможностью быстрого доступа к основным смысловым узлам.
При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа.
Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, быть загружены в тифлоплееры (устройства для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.
В ЭБС Университетская библиотека представлена медиатека, которая включает в себя 2300 тематических аудиокниг различных издательств. Аудиоучебники по истории России, психологии, концепции современного естествознания, безопасности жизнедеятельности, культурологи, философии, правоведению, культурологи, социологии и политологии - инновационный продукт для лиц с ограниченными возможностями. В аудиоформат переведены учебники ведущих издательств: Флинта, Дашков, Юнити-Дана и т.д. Все они доступны на сайте в режиме демо-доступа.
В образовательном процессе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используются учебно-методические ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья, в том числе системно используются программные средства Moodle.
Дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров)
- предусмотрено дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (при входе установлен информационный киоск и информационный монитор);
- в образовательном процессе используются звуковые средства воспроизведения информации:
оборудование, применяющее технологии беспроводной передачи звука (FM-системы), а именно: стационарная информационная индукционная система для слабослышащих -1 комплект, система информационная для слабослышащих переносная (портативная) – 3 шт., радиокласс (заушный индуктор и индукционная петля) – 3 комплекта. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории;
- установлены информационные терминалы (киоск), монитор, предназначенный для получения общей информации о колледже, который отображает интерактивный план здания и пути прохода по нему, расписание учебных занятий, включает визуальную, звуковую и тактильную информацию, и дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий - 2
- Доступность образования для лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата
Для организации обучения в доступной форме для обучающихся с нарушением зрения используется следующее оборудование: рабочее место учащегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 3 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
Для слабослышащих обучающихся используется оборудование, применяющее технологии беспроводной передачи звука (FM-системы), а именно: стационарная информационная индукционная система для слабослышащих -1 комплект, система информационная для слабослышащих переносная (портативная) – 3 шт., радиокласс (заушный индуктор и индукционная петля) – 3 комплекта. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории.
В библиотеке предусмотрена возможность оборудования по 1-2 месту для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
Имеется рабочее место обучающегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 1 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
Для организации обучения в доступной форме для обучающихся с нарушением зрения используется следующее оборудование: рабочее место учащегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 3 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
Приобретена программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля.
В образовательном процессе предусмотрено использование альтернативных устройств ввода информации, например, специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши. Используется компьютерная техника и программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля. Обеспечен выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, аудиофайлы).
Для слабослышащих обучающихся используется оборудование, применяющее технологии беспроводной передачи звука (FM-системы), а именно: стационарная информационная индукционная система для слабослышащих -1 комплект, система информационная для слабослышащих переносная (портативная) – 3 шт., радиокласс (заушный индуктор и индукционная петля) – 3 комплекта. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории.
Для обучающихся колледжа открыт доступ к Университетской библиотеке «Онлайн», которая соответствует федеральным государственным стандартам обучения третьего поколения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями. Многоуровневая система навигации Университетской библиотеки «Онлайн» позволяет оперативно осуществлять поиск нужного раздела. Личный кабинет индивидуализирован, что позволяет каждому пользователю иметь личное пространство с возможностью быстрого доступа к основным смысловым узлам.
При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа.
Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, быть загружены в тифлоплееры (устройств для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.
В Университетской библиотеке «Онлайн» представлена медиатека, которая включает в себя 2300 тематических аудиокниг различных издательств. Аудиоучебники по истории России, психологии, педагогике, концепции современного естествознания, безопасности жизнедеятельности, культурологи, философии, правоведению, культурологи, социологии и политологии - инновационный продукт для лиц с ограниченными возможностями. В аудиоформат переведены учебники ведущих издательств: Флинта, Дашков, Юнити-Дана и т.д. Все они доступны на сайте в режиме демо-доступа.
- Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. На основании результатов медицинского обследования, в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей здоровья формируются специальные учебные группы для освоения дисциплин (модулей) по физической культуре. Для специальных учебных групп планируются занятия адаптивной физкультурой в спортивном зале или на открытом воздухе.
Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом состояния здоровья и возможностей такие обучающиеся могут посещать отдельные занятия по физической культуре, предусмотрены занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, подготовка рефератов, защита проектов по темам «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовании».
Все спортивное оборудование (спортивный зал, тренажерный зал, стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, зал фитнеса) отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
В ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» реализуются специальные программы: «Территория здоровья» и «Программа совершенствования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж».
В основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена включена учебная дисциплина «Инклюзивное образование», разработаны вариативные модули для обучающихся: «Психология личности и профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Социально-психологическая адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Форма проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно, письменно на компьютере, в форме тестирования, поэтапно и т.д.).
Локальным нормативным актом установлен порядок и формы освоения дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды обеспечиваются печатными и электронными рабочими программами, учебно-методическими комплексами, системно используются программные средства Moodle. Места прохождения практики для инвалидов и лиц с ОВЗ – общеобразовательные школы Калининградской области, в которых обеспечены условия для обучения данных категорий обучающихся. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации осуществляется с привлечение электронных образовательных ресурсов.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ созданы условия для обучения по индивидуальным учебным планам с использованием дистанционных образовательных технологий. В образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов используются учебно-методические ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья, в том числе системно используются программные средства Moodle, индивидуальные образовательные маршруты.
Образовательный процесс строится на основе использования on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы, программных средств Moodle, других дистанционных технологий. В ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» создана доступная информационная среда для получения профессионального образования: использование дистанционных образовательных технологий в системе Moodle, сочетание on-line и off-line технологий, проведение онлайн-занятий в форме вебинаров, индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе.
- Реализация проекта "Развитие инклюзивного образования в ГБУ КО ПОО "Педагогический колледж" в 2021-2025 г.г.
Направление проекта - обеспечение позитивной динамики качества условий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации, трудоустройства и подготовки к социально-профессиональной адаптации в образовательных организациях.
Актуальность проекта. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей с ограниченными возможностями здоровья, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество, ориентирует государство на необходимость решения вопросов образовательной политики, создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и активное включение в общественно-полезную деятельность.
Целями среднего профессионального образования, которые декларирует сегодня государство, являются: создание необходимых условий для получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений их социальной адаптации; оказание коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, активных методов обучения, способствующих получению профессионального образования, а также социальному развитию посредством организации инклюзивного образования.
Задачами среднего профессионального образования, которое получают и студенты с ограниченными возможностями здоровья, являются: подготовка специалистов, обладающих необходимым набором общих и профессиональных компетенций, современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной, профессиональной деятельности.
Специфика получения профессионального образования молодыми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обусловлена динамичным изменением теории и практики подготовки в условиях введения новых ФГОС СПО, предполагающим как развитие и модернизацию доступной среды для обучения инвалидов, так и использование активных и интерактивных форм, методов и приемов обучения, создания толерантной социокультурной среды в профессиональной образовательной организации.
Цель проекта:
Обеспечение позитивной динамики качества условий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации, трудоустройства и подготовки к социально-профессиональной адаптации в системе образования.
Задачи проекта:
1). Ресурсное обеспечение инклюзивного образовательного процесса в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»:
1.1. Развитие безбарьерной архитектурной среды (учебный корпус №3, общежитие №1);
1.2. Создание адекватной образовательной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование индивидуальных образовательных маршрутов через материально-техническое, методическое и информационное обеспечение деятельности учебных мастерских в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж», учебных кабинетов;
1.3. Создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, толерантной социокультурной среды;
2). Кадровое обеспечение инклюзивного образования: организация работы специалистов, повышение квалификации педагогических работников.
3). Организация мероприятий по формированию профессиональных компетенций ( профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающимися, конкурсов профессионального мастерства, Чемпионатов, трудоустройства).
4). Организация взаимодействия с образовательными организациями, базами практики, профессиональными сообществами с целью обеспечения безбарьерных условий для прохождения практики инвалидам и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Целевые индикаторы проекта:
|
Целевой индикатор 1 |
Доступность зданий, территорий: обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебные помещения и учебные мастерские учебного корпуса №3 и общежитие №1, а также их пребывания в указанных помещениях. |
100%
|
|
Целевой индикатор 2 |
Доля оснащенности учебных мастерских специальным оборудованием, специальными техническими средствами, информационным, методическим обеспечением в соответствии с нозологиями: нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. |
100% |
|
Целевой индикатор 3 |
Доля педагогических работников, прошедших инструктирование по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, обучение (повышение квалификации) для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
100% |
|
Целевой индикатор 4 |
Доля специалистов том числе тьюторов, ассистентов (помощников), узких специалистов (в том числе сурдопереводчики, сурдо-/ тифлопедагоги, олигофренопедагоги и др.) |
4 чел. |
|
Целевой индикатор 5 |
Доля разработанных адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для инвалидов и лиц с ОВЗ по запросу инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
100% |
|
Целевой индикатор 6 |
Доля субъектов образовательного процесса, удовлетворенных работой в проекте Доверие и толерантной социокультурной средой |
не менее 75% |
|
Целевой индикатор 7 |
Доля обучающихся, относящихся к категории инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в национальном Чемпионате Абилимпикс |
не менее 75% |
|
Целевой индикатор 8 |
Доля договоров о прохождении практики и целевом обучении инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
75% |

