ОБ ОБУЧЕНИИ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном учреждении Калининградской области профессиональной образовательной организации "Педагогический колледж"

  1. Организационно-нормативные требования к профессиональным образовательным организациям

Организацию  образовательного процесса и сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляет служба сопровождения инклюзивного образования (приказ ОД-285 от 20.10.2020.).

Основная цель деятельности службы сопровождения инклюзивного образования, ответственного за обучение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по программам подготовки специалистов среднего звена, дополнительного профессионального образования.

  • Служба сопровождения инклюзивного образования решает следующие задачи:
  • повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание в образовательной организации специальных условий, необходимых для получения среднего профессионального образования обучающихся инвалидностью и/или лиц с ОВЗ, их социализации и адаптации;
  • повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ; возможность формирования индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с инвалидностью и/или лиц с ОВЗ;
  • формирование в образовательной организации толерантной инклюзивной культуры. 
  1. Нормативная база деятельности службы сопровождения инклюзивного образования в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» регламентирована:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 300-ФЗ «О внесении изменения в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – Порядок организации образовательной деятельности);
  • Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2025 г. № 253 «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых организации отдыха и оздоровления детей, , а также оказания им при этом необходимой помощи»;
  • Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 457 (ред. от 30.04.2021) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; ˗ Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;
  • Распоряжение Минпросвещения России от 31.03.2021 г. № Р-74 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (вместе с «Паспортом ведомственной целевой программы «Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования»);
  • Распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 г. № Р-42 (ред. от 01.04.2020) «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена»;
  • Письмо Минпросвещения России от 14.04.2021 г. № 05-401 «О направлении методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования для использования в работе образовательными организациями»;
  • Письмо Минпросвещения России от 08.04.2021 г. № 05-369 «О направлении рекомендаций, содержащих общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки»;
  • Письмо Рособрнадзора от 26.03.2019 г. № 04-32 О соблюдении требований законодательства по обеспечению возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 г. № 05-249 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения», утв. Минпросвещения России 01.03.2022);
  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.11.2016 г. № 05-616 Об утверждении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • Письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 г. № 05-398 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
  • Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 18.01.2022 № 1500.ФБ.77/2022 «Обзор положений национальных стандартов ГОСТ Р 52877-2021, ГОСТ Р 53872-2021, ГОСТ Р 53873-2021, ГОСТ Р 54738-2021» (вместе с «Информационным письмом по обзору положений национальных стандартов»);
  • Письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 г. № 06-2023 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения», «Методическими рекомендациями о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

Служба сопровождения инклюзивного образования осуществляет ведение специализированного учета инвалидов и обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.

  1. Кадровое обеспечение профессиональной образовательной организации

Для комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья в состав службы сопровождения инклюзивного образования  входят:

  • директор;
  • зам. директора по учебно-методической работе;
  • зам. директора по воспитательной работе;
  • начальник отдела мониторинга и оценки качества образования;
  • руководитель организационно-учебного отдела;
  • руководитель Центра профессионального самоопределения и дополнительного образования;
  • руководитель центра социальной и воспитательной работы;
  • руководитель службы сопровождения инклюзивного образования;
  • старший методист;
  • кураторы;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • системный администратор;
  • техник;
  • начальник хозяйственного сектора;
  • зав. общежитием.

Системно осуществляется повышение квалификации педагогических работников в соответствии с реализуемой программой «Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования  в СПО».

Кадровое обеспечение инклюзивного  образования

В штате колледжа  есть педагогические работники, имеющие основное образование и (или) дополнительное образование для обучения  инвалидов и лиц с ОВЗ.

     В штате Колледжа – педагог-психолог (1 чел.),  социальный педагог  (1 чел.) осуществляют  социально-педагогическое и психологическое сопровождение  обучающихся  инвалидов и  лиц с  ограниченными возможностями здоровья, специалист  по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья.

    100%  педагогических работников  ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» имеют удостоверения  о повышении квалификации по программе  "Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях" (72 часа).

 

  1. Организация работы с поступающими из числа инвалидов и лиц с ОВЗ

Центр профессионального самоопределения  и дополнительного образования обеспечивает организацию профориентационной работы с поступающими, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ.

Особое значение при профориентации уделяется  подбору специальностей (направлений подготовки), доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Основными формами профориентационной работы являются  профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.

  1. Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации

Образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидами осуществляется в соответствии с приказом Министерства  просвещения  РФ  от 24.08.2022 г. №762 «Об утверждении Порядка и организации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.

Правовой акт, регламентирующий работу с инвалидами и лицами с ОВЗ  - Положение  о службе сопровождения инклюзивного образования   государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации «Педагогический колледж»  приказ № ОД-285 от 20.10.2020 г.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в Колледже обучаются в общих группах  и по индивидуальному учебному плану. Документально оформлен отказ обучающихся  от обучения по адаптированным  образовательным программам, что соответствует  условиям обучения, определенным  в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Обучающимся инвалидам и лицам ОВЗ предоставляется возможность обучения по  индивидуальному учебному плану.

Для    обучающихся с  ограниченными  возможностями  здоровья  предусмотрена реализация образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий,  с  учетом состояния здоровья и возможностей такие обучающиеся могут посещать отдельные занятия по физической культуре,  предусмотрены  занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, подготовка  рефератов, защита проектов   по  темам «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовании».

  1. Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей

Официальный сайт Колледжа  http://ipc39.ru/  в сети Интернет  адаптирован  с учетом  потребностей  обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья, являющихся слабовидящими с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов, соответствует   требованиям     в части   размещения информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья  с нарушениями зрения, в том числе справочной информации о расписании учебных занятий (п.42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности).

     Специально для указанной группы пользователей  предусмотрена реверсия перехода в режим для слабовидящих, возможность увеличения размера шрифта текстов на веб. страницах, переключение контрастных цветовых схем. Также  на сайте Колледжа создан специальный раздел, отражающий наличие в  колледже  специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека; виды и формы сопровождения обучения; использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий; наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

     На сайте  Колледжа создана  возможность просмотра информации  в различных режимах,  в том числе для  обучающихся  с нарушениями зрения,  слабовидящих, для получения  справочной информации о расписании  учебных занятий.

  1. Доступность зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них движения.

Архитектурно-технические условия Колледжа  обеспечивают беспрепятственный  доступ и пребывание   обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, на территории, в учебных   помещения и других  помещениях колледжа.

     В учебном корпусе №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2):

  • входная лестница и лестница эвакуационного выхода дублированы пандусами наружного входа, оборудованными поручнями;
  • расширены проемы входных дверей, установлено устройство автоматического открывания дверей;
  • имеется кнопка вызова персонала;
  • имеется контрастная окраска дверец и лестниц;
  • установлен информационный терминал (киоск), монитор, предназначенный для получения общей информации о колледже, который  отображает интерактивный план здания и пути прохода по нему,  расписание  учебных занятий, включает визуальную, звуковую и тактильную информацию,  и  дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий.
  • помещения, где могут находиться лица, передвигающиеся на креслах-колясках, размещаются на уровне доступного входа;
  • обеспечен доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию, располагающего  местом для размещения собаки – поводыря в часы обучения самого обучающегося (внутренний двор);

места прохождения практики для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   – общеобразовательные школы Калининградской области, в которых обеспечены условия для  обучения данных категорий обучающихся и  прохождения   всех видов практики.

Доступность путей движения внутри здания учебного корпуса №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2), обеспечивается:

  • коридоры и лестницы оснащены поручнями и контрастной плиткой;
  • наличием подъемной платформы с вертикальным перемещением (лифта);
  • наличием подъемных устройств (ступенькоходов - 1);
  • полосами движений с рельефной тактильной плиткой, противоскользящими контрастными лентами на лестницах, отсутствием порогов (локально пониженных стоек-барьеров);
  • мобильным модульным  пандусом, который обеспечивает доступ в актовый зал на первом этаже корпуса;
  • расширены проемы дверей в учебные кабинеты, приемную комиссию, библиотечно-информационный центр, актовый зал, столовую, санитарные комнаты и др.
  • имеются информационные и предупреждающие таблички пиктограммы, вывески на кабинеты со шрифтом Брайля, вывески с номерами кабинетов.

Оборудованы специальные учебные места (каб. 109 (1 этаж), каб. 215 Библиотечно-информационный центр (2 этаж), каб.305, каб.306, каб.307 (3 этаж):

увеличены проемы входных дверей учебных кабинетов, установлены опорные поручни в коридорах вдоль стен;

увеличены размеры зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски;

увеличены проходы между рядами столов, заменены двухместные столы  на одноместные, с регулируемыми по высоте столами в ряду у дверного проема;

при входе в учебные кабинеты обеспечено свободное от мебели пространство для разворота и разъезда кресел-колясок;

В учебном корпусе №2  (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Крупской д.13) имеется подъемное устройство (ступенькоход).  

В учебном корпусе № 3 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Пионерская, д.10/1):

входная лестница  дублирована пандусом, оборудованным   поручнями;

имеется подъемное устройство (ступенькоход -1).

Общежитие №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Пионерская, д.12)  оборудовано модульными пандусами, имеется подъемное устройство (ступенькооход). 

На третьем этаже учебного корпуса №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2) оборудованы две туалетные комнаты  для маломобильных обучающихся, предусматривающие наличие перил, поручней, специализированного сантехнического оборудования.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ

Создание оборудованных мест в аудиториях профессиональной образовательной организации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов

В учебном корпусе №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2) обеспечено  размещение справочной информации, в том числе  о расписании лекций, учебных занятий в доступных для обучащихся, являющихся слепыми или слабовидящими,  местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля).  Информация размещена на официальном сайте         http://ipc39.ru/  в сети Интернет.

При входе  установлена  информационная система для ориентации и навигации инвалидов по зрению  в  пространстве Колледжа:   установлен информационный терминал (киоск) предназначенный для получения общей информации о Колледже, в том числе о расписании  учебных занятий;

Для обеспечения  мер социальной поддержки  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных жизненных ситуациях разработан и используется алгоритм оказания ситуационной помощи с опорой на буквенный кодификатор категорий инвалидов и лиц с ОВЗ, дифференцированный по преимущественному виду помощи,  разработан алгоритм действий персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами категорий инвалидности  для охранников, дежурного администратора, сотрудников  Колледжа.

В основные  профессиональные образовательные программы  среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена включена учебная  дисциплина «Теоретические основы организации обучения в условиях инклюзивного образования».  Разработаны  и могут быть внесены в адаптированные образовательные программы   вариативные   учебные дисциплины   для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: «Психология личности и профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья»,  «Социально-психологическая адаптация инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья».

В образовательном процессе используются следующее техническое обеспечение:

  • Информационный терминал
  • Многофункциональный комплекс (рабочего места) 3 в 1 для обучающихся с нарушениями ОПА (ДЦП), слабовидящих и слабослышащих – 3 рабочих места
  • Видеоувеличитель – 1
  • Бегущая строка - 1

В образовательном процессе предусмотрено использование альтернативных устройств ввода информации, например, специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши. Используется   компьютерная техника и  программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля. Обеспечен выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, аудиофайлы).

Специальное автоматизированное рабочее место

Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ  имеют возможность использования специального программного обеспечения, адаптированного для инвалидов на основе использования многофункционального комплекса (рабочего места) 3 в 1 для обучающихся с нарушениями ОПА (ДЦП), слабовидящих и слабослышащих – 3 рабочих места.

      В  библиотеке  предусмотрена возможность оборудования по 1-2 месту для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.

Имеется  рабочее место  обучающегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 1 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.

Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, в том числе в формате печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы)

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается не менее,   чем одним учебным, методическим печатным и/или электронным изданием по каждой учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).

     Для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.

Обеспечен доступ обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   к  официальным,  справочно-библиографическим  и периодическим изданиям.

     Для обучающихся Колледжа  открыт доступ к ЭБС «Университетская библиотека online», которая  соответствует федеральным государственным стандартам обучения третьего поколения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями. Многоуровневая система навигации ЭБС позволяет оперативно осуществлять поиск нужного раздела. Личный кабинет индивидуализирован, что позволяет каждому пользователю иметь личное пространство с возможностью быстрого доступа к основным смысловым узлам.

При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа.

Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, быть загружены в тифлоплееры (устройства для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.

     В  ЭБС Университетская библиотека  представлена медиатека, которая включает в себя 2300 тематических аудиокниг различных издательств. Аудиоучебники  по истории России, психологии, концепции современного естествознания, безопасности жизнедеятельности, культурологи,  философии, правоведению, культурологи, социологии и политологии - инновационный продукт для лиц с ограниченными возможностями. В  аудиоформат переведены  учебники ведущих издательств: Флинта, Дашков, Юнити-Дана и т.д. Все они доступны на сайте в режиме демо-доступа.

В образовательном процессе для   обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья  используются учебно-методические ресурсы в формах, адаптированных  к ограничениям здоровья, в том числе  системно  используются  программные средства   Moodle.

Дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров)

  • предусмотрено дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (при входе установлен информационный киоск и информационный монитор);
  • в образовательном процессе   используются  звуковые  средства  воспроизведения информации:

оборудование,  применяющее технологии беспроводной передачи звука (FM-системы), а именно: стационарная информационная индукционная система для слабослышащих -1 комплект, система информационная для слабослышащих переносная (портативная) – 3 шт., радиокласс (заушный индуктор и индукционная петля) – 3 комплекта. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории;

  • установлены информационные терминалы (киоск), монитор, предназначенный для получения общей информации о колледже, который  отображает интерактивный план здания и пути прохода по нему,  расписание  учебных занятий, включает визуальную, звуковую и тактильную информацию,  и  дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий - 2
  1. Доступность образования для лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата

     Для организации обучения в доступной форме для обучающихся с нарушением зрения  используется   следующее оборудование: рабочее место учащегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 3 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.

     Для слабослышащих обучающихся   используется    оборудование,  применяющее технологии беспроводной передачи звука (FM-системы), а именно: стационарная информационная индукционная система для слабослышащих -1 комплект, система информационная для слабослышащих переносная (портативная) – 3 шт., радиокласс (заушный индуктор и индукционная петля) – 3 комплекта. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории.

      В  библиотеке  предусмотрена возможность оборудования по 1-2 месту для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.

Имеется  рабочее место  обучающегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 1 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.

Для организации обучения в доступной форме для обучающихся с нарушением зрения используется следующее оборудование: рабочее место учащегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 3 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.

Приобретена программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля.

В образовательном процессе предусмотрено использование альтернативных устройств ввода информации, например, специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши. Используется   компьютерная техника и  программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля. Обеспечен выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, аудиофайлы).

Для слабослышащих обучающихся используется оборудование, применяющее технологии беспроводной передачи звука (FM-системы), а именно: стационарная информационная индукционная система для слабослышащих -1 комплект, система информационная для слабослышащих переносная (портативная) – 3 шт., радиокласс (заушный индуктор и индукционная петля) – 3 комплекта. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории.

Для обучающихся колледжа открыт доступ к Университетской библиотеке «Онлайн», которая  соответствует федеральным государственным стандартам обучения третьего поколения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями. Многоуровневая система навигации Университетской библиотеки «Онлайн» позволяет оперативно осуществлять поиск нужного раздела. Личный кабинет индивидуализирован, что позволяет каждому пользователю иметь личное пространство с возможностью быстрого доступа к основным смысловым узлам.

При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа.

Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, быть загружены в тифлоплееры (устройств для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.

В  Университетской библиотеке «Онлайн» представлена медиатека, которая включает в себя 2300 тематических аудиокниг различных издательств. Аудиоучебники по истории России, психологии, педагогике, концепции современного естествознания, безопасности жизнедеятельности, культурологи,  философии, правоведению, культурологи, социологии и политологии - инновационный продукт для лиц с ограниченными возможностями. В аудиоформат переведены  учебники ведущих издательств: Флинта, Дашков, Юнити-Дана и т.д. Все они доступны на сайте в режиме демо-доступа.

  1. Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГБУ КО ПОО  «Педагогический колледж» устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. На основании результатов медицинского обследования, в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей здоровья формируются специальные учебные группы для освоения дисциплин (модулей) по физической культуре. Для специальных учебных групп планируются занятия адаптивной физкультурой в спортивном зале или на открытом воздухе.

Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом состояния здоровья и возможностей такие обучающиеся могут посещать отдельные занятия по физической культуре, предусмотрены  занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, подготовка рефератов, защита проектов по темам «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовании».

Все спортивное оборудование (спортивный зал, тренажерный зал, стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, зал фитнеса) отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.

В ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» реализуются специальные программы: «Территория здоровья» и «Программа совершенствования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж».

В основные  профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена включена учебная  дисциплина «Инклюзивное образование», разработаны вариативные модули для обучающихся: «Психология личности и профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья», «Социально-психологическая адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Форма проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно, письменно на компьютере, в форме тестирования, поэтапно и т.д.).

Локальным нормативным актом установлен порядок и формы освоения дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды обеспечиваются печатными и электронными рабочими программами, учебно-методическими комплексами, системно  используются  программные средства Moodle. Места прохождения практики для инвалидов и лиц с ОВЗ – общеобразовательные школы Калининградской области, в которых обеспечены условия для обучения данных категорий обучающихся. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации осуществляется с привлечение электронных образовательных ресурсов.

Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ созданы условия для обучения по индивидуальным учебным планам с использованием дистанционных образовательных технологий. В образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов используются учебно-методические ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья, в том числе системно используются  программные средства Moodle, индивидуальные образовательные маршруты.

Образовательный процесс строится на основе использования on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы,  программных средств Moodle, других дистанционных технологий. В ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» создана доступная информационная среда для получения профессионального образования: использование  дистанционных образовательных технологий в системе Moodle, сочетание on-line и off-line технологий, проведение онлайн-занятий  в форме вебинаров, индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе.

  1. Реализация проекта "Развитие инклюзивного образования в ГБУ КО ПОО "Педагогический колледж" в 2021-2025 г.г.

       Направление проекта - обеспечение позитивной динамики качества условий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации, трудоустройства и подготовки к социально-профессиональной адаптации в образовательных организациях.

        Актуальность проекта. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей с ограниченными возможностями здоровья, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество, ориентирует государство на необходимость решения вопросов образовательной политики, создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и активное включение в общественно-полезную деятельность. 

         Целями среднего профессионального образования, которые декларирует сегодня государство, являются: создание необходимых условий для получения качественного образования инвалидами и  лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений их социальной адаптации; оказание коррекционной  помощи на основе специальных педагогических подходов, активных методов обучения, способствующих получению профессионального образования, а также социальному развитию посредством организации инклюзивного образования.

         Задачами среднего профессионального образования, которое получают и студенты с ограниченными возможностями здоровья, являются: подготовка специалистов, обладающих необходимым набором общих и профессиональных компетенций, современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной, профессиональной деятельности.

Специфика  получения  профессионального образования молодыми инвалидами  и лицами с ограниченными возможностями здоровья  обусловлена    динамичным  изменением теории и практики   подготовки в условиях введения новых ФГОС СПО, предполагающим  как развитие и  модернизацию доступной среды для обучения инвалидов, так и  использование активных и интерактивных форм, методов и приемов обучения, создания толерантной социокультурной среды в профессиональной образовательной организации.

Цель проекта:

Обеспечение позитивной динамики качества условий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации, трудоустройства и подготовки к социально-профессиональной адаптации в системе образования.

Задачи проекта:

1). Ресурсное обеспечение инклюзивного образовательного процесса в  ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»:

1.1. Развитие безбарьерной архитектурной среды (учебный корпус №3, общежитие №1);

1.2. Создание адекватной образовательной среды  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,  формирование индивидуальных образовательных маршрутов через материально-техническое, методическое  и информационное обеспечение деятельности учебных мастерских в  ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж», учебных кабинетов;

1.3. Создание эффективной системы психолого-педагогического и  медико-социального   сопровождения обучающихся  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,  толерантной социокультурной среды;

2). Кадровое обеспечение  инклюзивного образования:   организация работы  специалистов, повышение квалификации педагогических работников.

3). Организация мероприятий по  формированию профессиональных компетенций  ( профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья и обучающимися,  конкурсов профессионального мастерства, Чемпионатов, трудоустройства).

4). Организация взаимодействия с  образовательными организациями, базами практики,  профессиональными  сообществами с целью обеспечения безбарьерных условий для прохождения практики инвалидам и  обучающимися с  ограниченными возможностями здоровья.

 

Целевые индикаторы проекта:

Целевой индикатор 1

Доступность зданий, территорий: обеспечение  беспрепятственного доступа инвалидов  и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   в учебные помещения и учебные  мастерские   учебного корпуса №3 и общежитие №1, а также их пребывания в указанных помещениях.

100%

 

Целевой индикатор 2

Доля оснащенности   учебных мастерских   специальным  оборудованием,  специальными техническими  средствами, информационным, методическим обеспечением  в соответствии с нозологиями: нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

100%

Целевой индикатор 3

Доля педагогических работников, прошедших инструктирование по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования,  обучение (повышение квалификации)  для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

100%

Целевой индикатор 4

Доля специалистов том числе  тьюторов, ассистентов (помощников), узких специалистов (в том числе сурдопереводчики, сурдо-/ тифлопедагоги, олигофренопедагоги и др.)

4 чел.

Целевой индикатор 5

Доля  разработанных  адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для инвалидов и лиц с ОВЗ по запросу инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

100%

Целевой индикатор 6

Доля субъектов образовательного процесса, удовлетворенных работой в проекте Доверие  и    толерантной  социокультурной средой 

не менее 75%

Целевой индикатор 7

Доля обучающихся, относящихся к категории инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в  национальном Чемпионате  Абилимпикс

не менее 75%

Целевой индикатор 8

Доля договоров о прохождении практики и целевом обучении  инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

75%